◄◄
к оглавлению (подборка
по истории медиаобразования) ►►
в информационный блок: Медиаобразование ◄► в
раздел библиотека
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ
В БЕЛЬГИИ
Колледж Святой-Мишель Студенты нового Колледжа Ван дер
Мей учатся не в классических аудиториях, а в
"экспериментальных помещениях", расположенных функциональными
зонами словно вдоль аллеи. |
ОБРАЗОВАНИЕ
В БЕЛЬГИИ Уровень функциональной грамотности преодолен, доля
грамотных среди взрослого населения – 98%. В Бельгии образование входит в компетенцию Сообществ.
Фламандское Сообщество курирует образование соответственно в
нидерландскоговорящей части страны, а Французское Сообщество компетентно в
вопросах образования для франкоговорящей части Бельгии. Количество заведений
профессионального образования (среднего и высшего – ок.
380). Высшие учебные заведения и университеты Бельгии ввели с
2004–2005 академического года систему бакалавра-магистра. До этого
существовала система высшего образования, а именно базовый курс одного цикла,
базовый курс двух циклов и академический курс, но она была отменена. Высшее
образование, организованное по типу бакалавр-магистр, разделяется на два
типа: – высшее профессиональное образование – академическое образование Высшее профессиональное образование ограничивается курсами
бакалавров и мастеров и предлагается в 22 высших школах. Академическое образование состоит из курсов бакалавра и
магистра. Академическое образование можно получить в университетах и
институтах/колледжах Справка подготовлена
по материалам Википедии |
Левен, старейший университет Бельгии Лицей Эмиль Жакмен, (центральный корпус) – Бывший институт физиологии |
Подробнее
смотрите Википедия – http://ru.wikipedia.org/wiki/Бельгия |
Бельгия – небольшая по площади и
населению страна, однако ее влияние на европейском континенте, как известно, велико.
Поэтому не удивительно, что именно в Брюсселе расположена штаб-квартира
Европейской Ассоциации аудиовизуального медиаобразования.
Немалое развитие получила и
национальная система медиаобразования. К примеру, в 1995 году в Брюсселе при Министерстве образования был
создан Совет по медиаобразованию (Conseil de l’education aux medias), куда вошли ведущие
бельгийские медиапедагоги и эксперты – Р. Ванжерме (Rober
Wangermee), М. Колэн
(Marcelle Collin), М. Флор (Myriam Floor) и др. Исходя
из постоянно возрастающей роли медиа в обществе, Совет определил для себя
следующие приоритетные направления в процессе обучения в средней и
высшей школе (включая подготовку медиапедагогов):
стимуляция исследований и практических мероприятий, связанных с медиаобразованием; осуществление кооперации между
различными партнерами в сфере медиа и образования.
При этом имелось в виду, что
главными целями медиаобразования должны быть
подготовка активной аудитории, умеющей самостоятельно анализировать различные медиатексты, творчески использовать средства массовой
коммуникации для развития личности [10, с. 10–11]. Среди важнейших целей медиаобразования выделяется также формирование у учащихся
гражданской ответственности в современном обществе [10, с. 15].
Это связано в первую очередь с тем,
что многие политические группы и партии пытаются (например, в ходе предвыборной
борьбы) манипулировать общественным созданием с помощью прессы, радио,
Интернета и других средств медиа. Понятно, что гражданин, сознающий себя ответственным
членом общества, должен уметь анализировать медиатексты
с различной социально-политической ориентацией, уметь обосновать свою
собственную позицию по отношению к той или иной информации.
В плане развития интеллектуальных
способностей аудитории предусматривается, что «медиакомпетентные
учащиеся» должны уметь:
– определять категории медиа (виды,
жанры и т.д.);
– критически анализировать и
сравнивать медиатексты;
– классифицировать жанры и функции
медиа, категории медиатекстов;
– оценивать различные виды и жанры
медиа и их влияние на язык, технологии, аудиторию средств массовой коммуникации
[10, с. 28];
– квалифицированно использовать
информацию (поиск информации, понимание, что медиа – это средство для отражения
реальности и воображения и т.д.).
Конечно же, Совет по
медиаобразованию создавался не на пустом месте. Еще в 1944 году в Брюсселе была
открыта общественная синематека. В начале 70-х в
Бельгии были созданы инспекционные службы аудиовизуальных средств в
образовании, а в 1975 году открылся аудиовизуальный центр в Льеже. В начале 90-х медиаобразование в различных учебных
заведениях страны приобрело уже довольно широкое распространение, о чем
свидетельствовали тогдашние публикации [2; 4; 5; 12; 14]. Сегодня деятельность бельгийской медиатеки распространяется
на 120 городов и населенных пунктов. Речь идет об эффективном использовании в
образовательных целях богатой коллекции видеокассет, слайдов, компакт-дисков, CD-ROMов. Эта работа
осуществляется в содружестве с ведущими бельгийскими радио/телеканалами.
Во время визита в Бельгийский Совет
по медиаобразованию в апреле-мае 2001 года я пришел к выводу, что в целом
бельгийская концепция медиаобразования испытывает
сильное влияние со стороны Великобритании (К.
Бэзэлгэт, Дж. Баукер,
Э. Харт
и др.). К примеру, и в Бельгии [8, с. 7–8; 10, с. 33], и в
Британии [11, с. 290] используются одни и те же шесть ключевых понятий медиаобразования: «агентство» (бельгийский вариант –
«производитель»), «категория» (в бельгийском варианте – «типология»),
«аудитория» (в бельгийском варианте – «публика»), «язык», «технология» и
«репрезентация» медиа.
При этом на занятиях медиаобразовательного цикла рассматриваются всевозможные
связи между этими категориями [10, с. 34]:
Рис.1. Связи между основными категориями медиаобразования
К примеру, при рассмотрении понятия
«язык медиа» предусматривается обучение учащихся:
– идентифицировать форму, типичные
ситуации, знаки в медиатекстах;
– трансформировать вид языка
(пересказать словами или рисунками аудиовизуальный текст и т.д.);
– понимать язык медиа, уметь читать
знаковую систему медиатекста и применять медиатексты для коммуникации;
– использовать различные формы языка
для создания собственного медиатекста; конструировать
различные повествовательные структуры в медиатексте и
т.д.; осознавать двойственность природы мышления, связанного с медиа –
синкретичного, ассоциативного, аналитического и рационального [10, с. 36].
Ключевыми вопросами здесь становятся
следующие:
– кто производит медиатекст?
– для кого этот медиатекст
предназначен?
– какие средства выражения
использованы в медиатексте?
– к какому виду/жанру относится данный медиатекст?
– какие смыслы он содержит, и как
они представлены?
– какие технические средства
использованы для создания данного медиатекста? [1, с.
6].
Практические задания строятся на
основе следующих творческих заданий: создание афиш к медиатекстам,
школьных радио/телепередач, анализ медиатекстов
разных видов и жанров, фото/видеосъемка с последующим критическим анализом
полученных результатов [9, с. 12–21].
В этом контексте любопытен опыт медиаобразования на материале прессы, который нашел свое
практические применение в специальном издании бельгийских
медиапедагогов [6]. Например, учащимся предлагается
проанализировать любые три из 15 предложенных ежедневных газет разной
социально-политической направленности. А потом – заполнить соответствующие
таблицы, в которых необходимо дать характеристику и оценку различным газетным
разделам и рубрикам:
– анализ макета газеты [6, с. 3];
– выделение ключевых тем, жанров в
конкретных изданиях [6, с. 4];
– анализ конкретной газетной статьи,
фотографии, интервью, репортажа и т.д. [6, с. 5–7];
В заключении учащимся предлагается
представить свой вариант макета газеты (с обозначением рубрик, определением
направленности на определенную аудиторию и пр.).
В последнее время в бельгийском медиаобразовании все
большее внимание уделяется Интернету и мультимедийным
компьютерным технологиям. Здесь активно используются их интерактивные,
гипертекстовые и имитационные возможности [1 с. 3–4], в частности, при создании
школьниками или студентами интернетных сайтов [7, с.
12].
В Бельгии хорошо понимают, что
медиаобразование в школе невозможно без медиаобразования
в вузах [8, с. 69], где студенты изучают спецкурсы по медиаобразованию [8, с.
75, 81]. На лекциях и на практических занятиях в университетах бельгийские
студенты, в том числе – будущие учителя, изучают теорию и историю
медиакультуры, ключевые концепции медиаобразования,
учатся анализировать и создавать медиатексты
(газетные и интернетные статьи, видеофильмы,
радио/телепередачи и т.д.).
Помимо национальных организаций,
связанных с медиаобразованием, в Бельгии активно
работают и медиаобразовательные ассоциации
международного масштаба. К примеру, довольно активна
Международная католическая радио/телевизионная ассоциация (UNDA: International Catholic Association for Radio and Television),
издающая регулярный бюллетень [3] и пытающаяся объединить медиапедагогов
разных стран, приверженных христианским ценностям. В последнее время всё
большее влияние приобретает и деятельность Европейской ассоциации аудиовизуального медиаобразования
(European Association for Audiovisual Media Education). Глава этой ассоциации – известный
бельгийский медиапедагог Дидье Шретер (Didier Schretter) после окончания Брюссельского
университета начал активно разворачивать проекты, связанные с медиаобразованием школьников и молодежи, руководил
образовательным отделом Медиацентра. В 1989 году он
создал и возглавил Европейскую ассоциацию аудиовизуального медиаобразования
(AEEMA/EAAME), в рамках которой были организованы мастер-классы, конференции,
публикации педагогических трудов. В 1991 году Д. Шретер одновременно стал директором Брюссельского
центра медиаобразования, который тесно сотрудничает с
правительством Брюсселя, с бельгийскими министерствами, школами и
университетами. В 1996 году он создал специализированную ассоциацию DATANET,
связанную с использованием новейших компьютерных технологий в образовательном
процессе.
Европейская
ассоциация аудиовизуального медиаобразования
осуществляет координацию своих проектов с Советом Европы, Европейским
парламентом, ЮНЕСКО и Международным медиаобразовательным
советом (ICEM: International Council for Educational Media). Ее главными целями являются:
– всемерное содействие развитию медиаобразования, исследование процесса его развития;
– убеждение самой широкой аудитории
(включая молодежную), политических и экономических
руководителей, профессионалов в области средств массовой коммуникации в том,
что сегодня медиаобразование является приоритетным;
– подготовка молодежи к
квалифицированному использованию новых коммуникационных технологий;
– содействие развитию критического
подхода аудитории по отношению к медиа;
– открытие новых возможностей для
работы в быстро развивающемся секторе медиа;
– придание постоянного статуса
медиаобразованию в Европе;
– обмен информацией о методах медиаобразования, включая создание «европейского банка
данных медиаобразовательных материалов», доступного
для каждого медиапедагога;
– организация конференций,
семинаров, симпозиумов медиапедагогов;
– сотрудничество с различными организациями
в области медиа и образования [13, c. 151–152].
С 1996 года Ассоциация имеет свой
web-сайт, в котором можно найти не
только адреса сотен европейских медиапедагогов (в том числе – бельгийских), но и
познакомиться с их прошлыми и текущими проектами (адрес сайта: http://www.datanet.be/aeema).
Д. Шретер не раз бывал в России (в частности, участвовал
в международной конференции по медиаобразованию, организованной Российской
Ассоциацией кинообразования и медиапедагогики)
и охотно делился своими идеями и педагогическими подходами. Бесспорно, опыт
развития медиаобразования в Бельгии, наряду с британским,
французским, канадским или австралийским, может служить неплохим ориентиром для
современного российского образовательного процесса.
А.В. Федоров
Электронная научная энциклопедия
"Медиаобразование и медиакультура"
Литература
1.
Au-dela de
la technologie – L’education
aux medias et au multimedia. Bruxelles:
CEM – Conseil de l’Education
aux Medias, 2000, 33 p.
2.
Chemin P.,
Floor M., etc. Des medias `a l’ecole
`a l’ecole des medias. Bruxelles:
FOCEF, Media Animation, Conseil Central, 1993.
3.
Educommunication-News/
UNDA: International Catholic Association for Radio and Television. – 2000. – №
50, 12 p.
4.
Guide pour l’education
aux medias audiovisuals. Bruxelles,
1990.
5.
Guide pour l’education
des enfants aux medias
audiovisuals. Bruxelles, 1992.
6.
Journal de Bord.
Bruxelles: CEM, 2001, 16 p.
7.
L’ecole mise @u Net. Bruxelles: CEM – Conseil de l’Education aux
Medias, 1999, 33 p.
8.
L’Education
aux medias – Formation des enseignants
`a l’Universite’ – Pourqui?
Comment? Bruxelles: CEM - Conseil
de l’Education aux Medias, 1998, 90 p.
9.
L’Education
aux medias en 12 questions. Bruxelles:
CEM – Conseil de l’Education
aux Medias, 1995, 32 p.
10.
L’Education `a l’Audiovisuel et aux Medias. Bruxelles: CEM – Conseil de l’Education aux Medias, Fondation
Roi Baudouin, 1996, 152 p.
11.
Media Literacy in the Information
Age/Ed. R.Kubey. –
12.
Pour une
education des jeunes `a l’audiovisuel. Etat des lieux et perspectives: les jeunes et les medias en Belgique
francophone. Bruxelles: Fondation
Roi Baudouin, 1990.
13.
Schretter,
D. EAAME/AEEMA: European Association for Media Education// Educating for the
Media and the Digital Age. –
14. Telecole. Bruxelles: Fondation Roi Baudouin, 1993.
◄◄
к оглавлению (подборка
по истории медиаобразования) ►►
в информационный блок: Медиаобразование ◄► в
раздел библиотека