◄◄ к оглавлению (подборка по истории медиаобразования) ►►

в информационный блок: Медиаобразование ◄► в раздел библиотека

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Федоров А.В.

Медиаобразование: вчера и сегодня. М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2009. С. 200–203.

ФЕДОРОВ АЛЕКСАНДР ВИКТОРОВИЧ

Род. 4 ноября 1954 года

Окончил киноведческий факультет ВГИКа (1983), аспирантуру (1986) и докторантуру (1993) Института художественного образования Российской Академии образования (Москва). Профессор (2004), Доктор педагогических наук (1993): защитил диссертацию по медиаобразованию в высшей школе (научный консультант – профессор Ю.Н. Усов). Почетный работник высшего профессионального образования. Президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России (с 2003). Главный редактор журнала «Медиаобразование» (с 2005). Член Правления Союза кинематографистов России, академик Национальной Академии кинематографических искусств и наук России (с 2002), IRFCAM (Международного форума исследователей в области медиа, Сидней, Австралия), Международной палаты «Дети, Молодежь и Медиа» (International Clearinghouse on Children, Youth and Media), ФИПРЕССИ (FIPRESCI) и CIFEJ (Международного центра фильмов для детей и молодежи, Монреаль, Канада).

Лауреат премии Союза кинематографистов по кинокритике и киноведению (1983) и премии Гильдии киноведов и кинокритиков России (2001), премии «За выдающийся вклад в развитие медиаобразования» (2007). Награжден Дипломом Министра культуры РФ «За большой вклад в сохранение духовно-культурного наследия России» (2008). Лауреат Всероссийского конкурса «Лучшая книга по коммуникативным наукам и образованию» (2009, 2010) – первое место в номинации «Медиаобразование». Лауреат всероссийского конкурса ведущих научных школ РФ (2003–2005) по программе Президента РФ, гранта по Федеральной целевой программе «Развитие научного потенциала высшей школы» (2006–2008) Министерства образования и науки Российской Федерации, научно-исследовательских грантов по гуманитарным наукам (по темам медиа, киноискусства и медиаобразования): Российского гуманитарного научного фонда (1999–2012), Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства (2001–2002), Министерства образования России (1997–2000), Программы «Университеты России» (2002–2003), Института «Открытое общество» – по различным направлениям исследований в области гуманитарных наук (1997–2002), Центрально-Европейского университета (1998, 2006), американских фондов Мак-Артуров (1997, 2003–2004) и Института Кеннана (2003), немецкого фонда DAAD (2000, 2005, 2010), Швейцарского научного фонда (2000), Фонда поддержки научных исследований Франции FoundationMaison des science de l'homme (2002, 2009), ECA Alumni (2004), ИНО-Центр-МИОН: Межрегиональные исследования в общественных науках» (2004–2005) и др. Руководитель медиаобразовательного проекта по Федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры» (2010–2012).

Работал в прессе, в средних школах, был членом редколлегии журнала «Экран» (Москва), преподавал в Российском Новом университете (РОС-НОУ). Свыше 20 лет (1987–2008) заведовал кафедрой социокультурного развития личности ТГПИ. С 2005 – проректор Таганрогского государственного педагогического института по научной работе. Читает курсы по медиаобразованию, руководит аспирантами по тематике медиаобразования (среди его бывших аспирантов – медиапедагоги Д. Григорова, В. Колесниченко, Г. Михалева, Е. Мурюкина, Е. Столбникова, Н. Рыжих, Р. Сальный, И. Челышева и др.), является главой ведущей научной школы РФ в области гуманитарных наук (по теме медиаобразования и медиакомпетентности).

Автор нескольких книг по проблемам российского и зарубежного киноискусства, теории, истории и методике медиаобразования. Публикуется по вопросам киноискусства и медиаобразования с 1978 года (свыше 500 статей в российских и зарубежных журналах). Печатался в научных сборниках, в журналах: «Alma Mater: Вестник высшей школы», «Вестник института Кеннана в России», «Вестник Российского гуманитарного научного фонда», «Видео-Асс Премьер», «Видео-Асс экспресс», «Видеомагазин», «Вопросы культурологии», «Встреча», «Высшее образование в России», «Дистанционное и виртуальное обучение», «Журналистика и медиарынок», «Инновации в образовании», «Инновационные образовательные технологии» (Белоруссия»), «Искусство и образование», «Искусство кино», «Кшо-Коло», «Кино» (Литва), «Киномеханик», «Медиакритика» (Украина), «Медиаобразование», «Медиатека», «Мир образования бразование в мире», «Мнения», «Молодежь и общество», «Мониторинг», «Новини киноекрана», «Педагогика», «Педагогическая диагностика», «Перемена», «Полис: политические исследования», «Практическая психология», «Про кино», «Специалист», «США-Канада: экономика, политика, культура», «Телекоммуникации и информатизация образования», «Человек», «Школьная библиотекам», «Школьные технологии», «Экран», AAN Quaterly, Acta Didactica, Audience (США), Canadian Journal of Communication (Канада), Cineaste (США), Cinemaction (Франция), Educational Media International, International NGO Journal, Educommunication (Бельгия), Film Threat (США), International Research Forum on Children and Media (Австралия), Media Education Journal (Шотландия), Media i Skolen, Tilt (Норвегия), MERZ: Medien + Merziehung (Германия), Panoramiques (Франция), Russian Education and Society (США), Total DVD, The Journal of Media Literacy (США), Thinking Classroom и др.; в газетах «Арт-фонарь», «Деловой экран», «Культура», «Литературная газета», «Наше время», «Неделя», «Новая городская газета», «Первое сентября», «СК-Новости», «Учительская газета», «Экран и сцена» и др.

Неоднократно участвовал в работе зарубежных международных научных конференций по проблемам медиаобразования (Женева-1996, 2000; Париж, ЮНЕСКО-1997, 2007; Сан-Паулу, 1998; Вена, ЮНЕСКО-1999; Салоники-1999, 2001; Торонто-2000; Лондон-2002; Монреаль, 2003; Балтимор, 2003; Будапешт, 2006; Прага, 2007; Грац, 2007; Мадрид, ООН-2008 и др.). Занимался научно-исследовательской работой в области медиакультуры и медиаобразования в Центрально-Европейском (Будапешт, 1998, 2006) и Кассельском (Кассель, 2000) университетах, в Центрах медиаобразования Министерств образования Бельгии (Брюссель, 2001) и Франции (CLEMI, Париж, 2002, 2009), в Институте Кеннана (W.Wilson Center, Вашингтон, США, 2003), в Университете имени Гумбольдта (Берлин, 2005), в университете Майнца (2010). Был членом жюри (включая жюри ФИПРЕССИ) на международных фестивалях в Москве, Сочи, Оберхаузене, Орьяке, Монреале, Локарно и др. Выступал с докладом на слушаниях Совета Европы по вопросам Интернет и медиаобразования (Страсбург, 2002), на конференции Совета Европы по медиаграмотности (Грац, 2007), всемирном Форуме ООН «Альянс цивилизаций» (Мадрид, 2008), на Саммите по инновационному образованию в Дохе (Катар, 2010).

Библиография (книги А.В. Федорова):

«За» и «против»: Кино и школа. М., 1987.

Трудно быть молодым: Кино и школа. М., 1989.

Видеоспор: кино – видео – молодежь. Ростов, 1990.

Подготовка студентов педвузов к эстетическому воспитанию школьников на материале экранных искусств (кино, телевидение, видео). Таганрог, 1994.

Киноискусство в структуре современного российского художественного воспитания и образования. Таганрог, 1999.

Медиаобразование: История, теория и методика. Ростов, 2001.

Медиаобразование в России: Краткая история развития. Таганрог, 2002 (совместно с И.В. Челышевой).

Медиаобразование сегодня: содержание и менеджмент. М., 2002. (редактор).

Media Education: Sociology Surveys. Taganrog, 2003.

interact.uoregon.edu/medialit/MLR/home/dwnload/sociology.doc

http://www.nordicom.gu.se/cl/publ/electronic/Book%202007%20ME%20SociologyFedorov.pdf

Медиаобразование в зарубежных странах. Таганрог, 2003.

Медиаобразование в педагогических вузах. Таганрог, 2003.

Violence on the Russian Screen and Youth Audience. Taganrog, 2003.

Медиаграмотность будущих педагогов в свете модернизации образовательного процесса в России. Таганрог, 2004 (совместно с А.А. Левицкой, И.В. Челышевой и И.А. Каруна).

Медиаобразование и медиаграмотность. Таганрог, 2004.

Права ребенка и проблема насилия на российском экране. Таганрог, 2004.

Медиаобразование в ведущих странах Запада. Таганрог, 2005 (совместно с А.А. Левицкой).

Медиаобразование будущих педагогов. Таганрог, 2005.

Медиаобразование в США, Канаде и Великобритании. Таганрог, 2007 (совм. с А.А. Левицкой, В.Л. Колесниченко, И.А. Каруна).

Медиаобразование: социологические опросы. Таганрог, 2007.

Эстетическая концепция в российском медиаобразовании и творческое наследие Ю.Н. Усова. Таганрог, 2007. (совместно с И.В. Челышевой, А.А. Левицкой, Е.В. Мурюкиной, С.С. Федорцовой).

On Media Education. Moscow, 2008.

Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М., 2007.

Медиаобразование: вчера и сегодня. М., 2009.

Children and Media Violence: Comparative Analysis. Saarbrucken, 2010.

Media Education and Media Literacy: Russian Point of View. Saarbrucken, 2010.

Дети и медийное насилие: проблемы и тенденции. Saarbrucken, 2010.

Развитие медиакомпетентности студентов в процессе медиаобразования. Saarbrucken, 2010.

Трансформация образа России на западном экране. М., 2010.

Russian Image on the Western Screen: Trends, Stereotypes, Myths, Illusions. Saarbrucken, 2011.

Russian Media Education Researches (1950–2010): Past and present. Saarbrucken, 2011.

Something about Russian Films: History, themes, genres, directors. Saarbrucken, 2011.

Заметки о российском кино: общий и крупный план. Saarbrucken, 2011.

Массовое медиаобразование в мире: прошлое и настоящее. Saarbrucken, 2011. (соавтор – А.А. Левицкая).

Медиаобразовательные центры: научные исследования и практическая деятельность. Saarbrucken, 2011 (соавтор – А.А. Левицкая).

Россия в зеркале западного экрана: тенденции, стереотипы, мифы, иллюзии. Saarbrucken, 2011.

Литература о А.В. Федорове:

[О книгах А.В.Федорова «Медиаобразование и медиаграмотность» и «Права ребенка и проблема насилия на российском экране»] // Кинопроцесс. 2005. № 1. С. 173, 175.

Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна – к постмодерну. М., 2005. С. 397.

Корконосенко С.Г. Преподаем журналистику: Профессиональное и массовое медиаобразование: Учебное пособие. СПб., 2004. С. 79–81.

Короченский А.П. Важный вклад в медиапедагогику // Медиаобразование. 2005. № 1. С. 121–124.

Чудинова В.П. и др. Дети и библиотеки в меняющейся среде. М., 2004. С. 155–165.

Янчевская Е. Из жизни на экран и обратно // Независимая газета. 2.09.2004.

Короченский А.П. Медиаобразование и журналистика на юге России // Юг России в прошлом и настоящем: история, экономика, культура. Белгород, 2006. Т. 1. С. 316–323.

Поличко Г.А. Киноязык, объясненный студенту. М., 2006. С. 7.

Russian Teachers and Media Education. In: Newsletter on Children, Youth and Media in the World. 2005. N 1. http://www.nordicom.gu.se/cl/publ/letter.php

www.tu-ilmenau.de/fakmn/uploads/media/Russia-report_3.pdf

Burke, B.R. (2008). Media Literacy in the Digital Age Implications for Scholars and Students. In Communication Studies Today At the Crossroads of the Disciplines. Moscow, 2008. http://edu.of.ru/medialibrary/default.asp?ob_no=44535

Yoon, J. (2009). The Development of Media Literacy in Russia: Efforts from Inside and Outside the Country. In: Marcus Leaning (Ed.). Issues in Information and Media Literacy: Criticism, History and Policy. Santa Rosa, California. http://edu.of.ru/mediaeducation/default.asp?ob_no=61604

Web-ресурсы на которых размещены книги и статьи А.В. Федорова:

http://edu.of.ru/mediaeducation

http://edu.of.ru/medialibrary

http://www.mediagram.ru

e-mail: 1954alex@mail.ru

Медиаобразование в современном мире рассматривается как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники. Медиаграмотность помогает человеку активно использовать возможности информационного поля телевидения, радио, видео, кинематографа, прессы, Интернета, помогает ему лучше понять язык экранных искусств.

ЮНЕСКО дает этому направлению в педагогике следующее определение: «Медиаобразование (media education) связано со всеми видами медиа (печатными и графическими, звуковыми, экранными и т.д.) и различными технологиями; оно дает возможность людям понять, как массовая коммуникация используется в их социумах, овладеть способностями использования медиа в коммуникации с другими людьми; обеспечивает человеку знание того, как:

1)        анализировать, критически осмысливать и создавать медиатексты;

2)        определять источники медиатекстов, их политические, социальные, коммерческие и/или культурные интересы, их контекст;

3)        интерпретировать медиатексты и ценности, распространяемые медиа;

4)        отбирать соответствующие медиа для создания и распространения своих собственных медиатекстов и обретения заинтересованной в них аудитории;

5)        получить возможность свободного доступа к медиа, как для восприятия, так и для продукции.

Медиаобразование является частью основных прав каждого гражданина любой страны мира на свободу самовыражения и права на информацию и является инструментом поддержки демократии. …

Медиаобразование рекомендуется к внедрению в национальные учебные планы всех государств, в систему дополнительного, неформального и «пожизненного» образования» [Recommendations Addressed to the United Nations Educational Scientific and Cultural Organization UNESCO. In: Education for the Media and the Digital Age. Vienna: UNESCO, 1999, pp. 273–274. Reprint in: Outlooks on Children and Media. UNESCO, 2001, p. 152].

Для осуществления главных целей медиаобразования ЮНЕСКО стремится активно содействовать:

*       сравнительному анализу существующих в развитых странах методологий и методик медиаобразования (с последующим распространением наиболее перспективных из них);

*       разработке механизмов оценки эффективности медиаобразовательных акций;

*       проведению дальнейших исследований в области медиаобразования;

*       обучению медиаграмотности преподавателей, студентов, инструкторов, членов неправительственных организаций и ассоциаций и других заинтересованных лиц (в том числе – на летних курсах по медиапедагогике, в процессе дистанционного образования);

*       официальной легализации медиаобразования в различных странах, разработке соответствующих учебных планов (формальных и неформальных);

*       созданию сборника кратких руководящих принципов медиаобразования, учебников и пособий для преподавателей и родителей, собрания материалов, публикаций, наборов инструментария, адаптированного к региональным модулям);

*       сотрудничеству различных медиаагентств, благотворительных фондов с учебными заведениями, неправительственными организациями, другими частными или общественными учреждениями, имеющими отношение к образованию и воспитанию;

*       разработке и внедрению интернетных медиаобразовательных сайтов для практиков, преподавателей и инструкторов (с условиями доступа к необходимым ресурсам);

*       организации местных, национальных и международных медиаобразовательных форумов (с установленной периодичностью), связанных с учебными заведениями;

*       созданию сети специализированных медиаобразовательных фильмов и фестивалей;

*       консолидации существующих федераций, профессиональных ассоциаций ицентров документации медиаобразовательного характера;

*       публикации рекомендаций в поддержку общественных медиа (некоммерческих и коммерческих), рассчитанных на детскую и молодежную аудиторию;

*       контролю над деятельностью медиаагентств разных видов, чтобы гарантировать качество и доступ к средствам массовой информации для молодежи и т.д. [UNESCO, 2002].

Думается, что эти рекомендации ЮНЕСКО чрезвычайно актуальны сегодня и для России.

Медиаобразование можно разделить на следующие основные направления:

1)        медиаобразование будущих профессионалов – журналистов (пресса, радио, телевидение, Интернет), кинематографистов, редакторов, продюсеров и др.;

2)        медиаобразование будущих педагогов в университетах, педагогических институтах, в процессе повышения квалификации преподавателей вузов и школ на курсах по медиакультуре;

3)        медиаобразование как часть общего образования школьников и студентов, обучающихся в обычных школах, средних специальных учебных заведениях, вузах (которое, в свою очередь, может быть интегрированным с традиционными дисциплинами или автономным (специальным, факультативным, кружковым и т.д.);

4)        медиаобразование в учреждениях дополнительного образования и досуговых центрах (домах культуры, центрах внешкольной работы, эстетического и художественного воспитания, в клубах по месту жительства и т.д.);

5)        дистанционное медиаобразование школьников, студентов и взрослых с помощью телевидения, радио, системы Интернет (здесь огромную роль играет медиакритика);

6)        самостоятельное/непрерывное медиаобразование (которое теоретически может осуществляться в течение всей жизни человека). При этом во всех этих направлениях важную роль может играть медиакритика.

Медиаобразование тесно связано не только с педагогикой и художественным воспитанием, но и с такими отраслями гуманитарного знания, как искусствоведение (включая киноведение, литературоведение, театроведение), культурология, история (история мировой художественной культуры и искусства), психология (психология искусства, художественного восприятия, творчества) и т.д. Отвечая нуждам современной педагогики в развитии личности, медиаобразование расширяет спектр методов и форм проведения занятий с учащимися. А комплексное изучение прессы, кинематографа, телевидения, видео, Интернета, виртуального мира компьютера (синтезирующего черты практически всех традиционных средств массовой традиционного художественного образования как одностороннее, изолированное друг от друга изучение литературы, музыки или живописи, обособленное рассмотрение формы (так называемых «выразительных средств») и содержания при анализе конкретного произведения.

Медиаобразование предусматривает методику проведения занятий, основанную на проблемных, эвристических, игровых и др. продуктивных формах обучения, развивающих индивидуальность учащегося, самостоятельность его мышления, стимулирующих его творческие способности через непосредственное вовлечение в творческую деятельность, восприятие, интерпретацию и анализ структуры медиатекста, усвоение знаний о медиакультуре. При этом медиаобразование, сочетая в себе лекционные и практические занятия, представляет собой своеобразное включение учащихся в процесс создания произведений медиакультуры, то есть погружает аудиторию во внутреннюю лабораторию основных медиапрофессий, что возможно как в автономном варианте, так и в процессе интеграции в традиционные учебные предметы.

Предложения профессора А.В.Шарикова (см. http://edu.of.ru/mediaeducation) о создании при крупнейших университетах факультетов коммуникации (или факультетов массовой коммуникации) кажутся мне весьма убедительными и перспективными. Тем паче, что в западных университетах такого рода факультеты (communication studies, media studies) уже давно заменили традиционные для России факультеты журналистики, вобрав при этом, конечно, все функции подготовки будущих профессионалов в сфере прессы, радио, телевидения и Интернета. Другой возможный вариант видится мне в открытии при университетах и педагогических вузах факультетов «Информационных технологий в области образования». На этих факультетах можно было бы готовить преподавателей по следующим специальностям: информатика; информационная безопасность; медиаобразование; менеджмент в сфере информационных образовательных технологий и медиаобразования; организатор досуга в медиасфере и т.д.

Организация аналогичных факультетов была бы, наверное, вполне уместной и в университетах/институтах культуры и искусства. Там набор специальностей мог бы быть следующим: культурология; искусствоведение (включая театроведение и киноведение); медиаобразование; менеджмент в сфере культуры, медиа и образования и т.п. Сходного мнения придерживаются и другие ведущие медиапедагоги России – О.А.Баранов, В.В.Гура, Н.Б.Кириллова, А.П.Короченский, В.А.Монастырский, С.Н.Пензин, Г.А.Поличко, Л.В.Усенко, Н.Ф.Хилько, И.В.Челышева и многие др. В Челябинске в 2004 году уже сделаны первые шаги в подобном направлении – создан Центр медиаобразования при Южно-Уральском государственном университете. Несколько позже созданы такого рода центры в Екатеринбурге, Перми, Томске и др. городах России.

◄◄ к оглавлению (подборка по истории медиаобразования) ►►

в информационный блок: Медиаобразование ◄► в раздел библиотека

Hosted by uCoz