◄◄ к содержанию
справочника ►►
◄ в информационный
блок: Медиаобразование ◄
► в раздел библиотека ►
ФОМИНОВА
МАРИЯ АНАТОЛЬЕВНА
Род. 11 мая
1952 года
Окончила Московский государственный
педагогический институт (1974). Член Ассоциации кинообразования
и медиапедагогики России. Кандидат педагогических
наук (2001). Доцент кафедры эстетического образования и культурологии
Московского института открытого образования.
В 1983 году окончила аспирантуру НИИ Художественного
воспитания под руководством Ю.Н. Усова. Участвовала в Тушинском эксперименте по
внедрению системы школьных кинотеатров и реализации широкомасштабной программы кинообразования в Москве. Окончила специальные курсы
(1980–1983), которые были организованы Городской фильмотекой (М.Г. Крупнова),
Московским институтом усовершенствования учителей и НИИ Художественного
воспитания (Ю.Н. Усов). С 1987 года работает в Московском институте повышения
квалификации работников образования. В 1995 году участвовала в
Российско-Британском семинаре по медиаобразованию, организованного Британским киноинститутом и Центром эстетического развития (Ю.Н.
Усов). В 1996 году была одним из организаторов Московского семинара по
медиаобразованию в Красной Пахре (участниками этого семинара стали А.В.
Шариков, Л.С. Зазнобина, Ю.Н. Усов, Е.А. Бондаренко,
Л.М. Баженова и др.). В 2001 году защитила кандидатскую диссертацию на тему:
«Медиаобразование в контексте освоения курса мировой художественной культуры в
общеобразовательной школе». Инициатор проведения Московского конкурса школьных
проектных работ «Культура XXI века: между прошлым и будущим» (с 2000 года).
Результаты этой работы зафиксированы в подготовленном ею совместно с Е.А.
Бондаренко альманахе «Путешествия к музам», в котором собраны творческие работы
московских школьников.
Особый интерес проявляет в возможностям реализации принципов кинообразования
(концепция Ю.Н. Усова) и медиаобразования (концепция
А.В. Шарикова и Л.С. Зазнобиной)
в системе школьного художественно-эстетического образования, прежде всего, – в
процессе изучения мировой художественной культуры. Сам предмет в силу своей
специфики позволяет интегрировать процессы кино/медиаобразования
в единую целостную систему. Одним из путей решения этого вопроса ею видится в
проектной деятельности учащихся.
Проводит занятия по проблемам кино/медиаобразования
в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовке учителей
эстетического и гуманитарного циклов.
Публиковалась в газете «Искусство», журналах «Искусство в
школе», «Медиаобразование», в научно-методических сборниках. Неоднократно
участвовала в научных конференциях по тематике, связанной с кино/медиаобразованием.
Библиография (книги
М.А. Фоминовой):
Видеозапись в школе. М., 1993. (в соавторстве).
Программа «Медиакультура», 1–11
классы // Основы экранной культуры. Медиакультура.
М., 1996 (в соавторстве).
Медиаобразование. Время пришло. М., 1996. (в соавторстве).
Музыка. Мировая художественная культура. Театр в контексте
образовательной области «Искусство». Методические рекомендации в помощь
учителю. М., 2001. (редактор).
Путешествие к музам. Сборник школьных творческих проектов по
мировой художественной М., 2005. культуре (соавтор – Е.А. Бондаренко).
Уроки экранной культуры на уроках МХК. Искусство в школе.
М., 2005.
e-mail: fominova@yandex.ru
Александр Федоров
Медиапедагоги России: энциклопедический
справочник
Фото: http://www.art-education.ru/project/seminar-2011/seminar-2011.htm