5. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

◄◄ в оглавление ►►

в раздел библиотека

5.1. Выводы

5.2. Рекомендации

5.1. Выводы

По итогам мониторинга и анализа полученных данных авторы считают необходимым сформулировать следующие выводы по исследованным аспектам ксенофобии в молодежной среде и противодействия ей со стороны государственных и общественных структур.

Российская молодежь в силу ряда факторов является социальной группой, которая наиболее восприимчива к радикально-националистическим и ксенофобским идеям и настроениям. Некритическое восприятие молодыми людьми сообщений СМИ и других источников, изобилующих "языком вражды", отсутствие конструктивной гражданской позиции и возможность достаточно открыто выражать националистические взгляды через субкультурные каналы способствуют перерастанию бытовой ксенофобии в источник агрессии и открытого расистского насилия.

Страны Западной и Центральной Европы также сталкиваются с проблемой расизма и нетерпимости в молодежной среде. За последние десятилетия в Европе был накоплен колоссальный опыт в сфере работы с данной проблемой (как негативный, так и позитивный), который необходимо учитывать, чтобы не повторять уже совершенных ошибок и разработать политику эффективного противостояния этим явлениям в России.

По результатам замеров социальной дистанции в образовательных учреждениях можно отметить, что самой уязвимой группой, которой не уделяется должное внимание в сфере профилактике ксенофобии, являются цыгане, или рома. Для изменения ситуации следует проводить политику поддержки и интеграции представителей этой культуры в российское общество, направленную на расширение их образовательных возможностей и обеспечение более активного участия в общественной жизни. Также необходимо способствовать деятельности общественных организаций, работающим с национальными диаспорами и меньшинствами, выделять ресурсы на преодоление существующего ксенофобского отношения к этой этнической группе в молодежной среде.

На сегодняшний день на федеральном уровне и в тех регионах, в которые направлен заметный миграционный поток (за исключением Москвы), практически отсутствуют специальные программы поддержки и интеграции молодежи из семей мигрантов. Им необходимо предоставить дополнительные возможности для изучения русского языка, интеграции в российское общество и общественную жизнь. Сегодня эту функцию вместо государства отчасти выполняют национальные диаспоры либо правозащитные организации, однако их усилий явно недостаточно. Необходимо учитывать имеющийся позитивный опыт (Москвы и зарубежных стран) и разрабатывать на федеральном и региональном уровнях специальные меры по поддержке молодых мигрантов.

Многолетний конфликт на Кавказе привел к тому, что чеченский народ и другие народы Кавказа воспринимаются молодыми людьми, живущими за пределами республик Северного Кавказа крайне негативно. Замалчивание ситуации, отсутствие информации из первых рук ведет к тому, что у молодых людей формируются и укрепляются негативные стереотипы, основанные на сложном прошлом и тенденциозных сообщениях СМИ. Кроме того, эти факторы провоцируют насилие в отношении выходцев с Кавказа.

-94-

Не хватает знаний об истории российского Кавказа, его проблемах и достижениях. Необходимы программы, которые позволили бы молодым людям из некавказских регионов реализовать свою потребность в солидарности с молодежью Чечни, Ингушетии и других республик, где сохраняется напряженная ситуация, программы, которые позволили бы молодежи устанавливать и развивать межрегиональные связи.

Доля молодых людей среди тех, кто совершает преступления ненависти, велика. При этом число подобных преступлений растет, и повышается уровень их жестокости. В связи с этим необходимо вести специальную работу с молодежью по пропаганде культуры мира и навыков бесконфликтного общения, а также просвещать людей о социальной опасности преступлений ненависти.

Необходимость принятия во внимание "символов вражды" и целенаправленной работы с ними обусловлена тем, что их присутствие создает в городе "зоны страха", которые представители уязвимых групп воспринимают как потенциально опасные и контролируемые ультраправыми. В результате они стараются избегать подобных мест, что ограничивает их мобильность. Таким образом, "символы вражды" являются одним из важных инструментов распространения ультраправых идей, который понятен не только их сторонникам, но и потенциальным жертвам. Необходимо изменять пространство города таким образом, чтобы молодые люди чувствовали себя в нем безопасно и могли активно участвовать в жизни общества.

Работа с представителями молодежных субкультур, требует от сотрудников профильных органов специальных знаний об их особенностях. Необходимо четко разделять, с одной стороны, расистские (наци-скинхеды, околофутбол, наци-стрейтэйджеры и др.), а с другой – иные, неагрессивные молодежные субкультуры (панки, готы, эмо, ролевики, реконструкторы и др.) и сосредоточивать профилактическую работу на представителях первой категории. Тотальная "охота на неформалов" позволяет ультраправым пребывать в относительной безопасности за счет преследования более открытых (и при этом социально неопасных) субкультур.

Следует помнить о том, что, помимо выполнения координирующей функции для разных ультраправых группировок, различные проявления "правой сцены" – концерты, распространение печатных и музыкальных материалов и специальной атрибутики — способствуют экономической поддержке ультраправого движения в целом. Тексты многих песен содержат прямые призывы к свержению конституционного строя, разжигают расовую и национальную ненависть.

В связи с крайне широкой трактовкой экстремизма в российском законодательстве, правоприменительной практике и риторике официальных лиц рамки деятельности по борьбе с ксенофобией, нетерпимостью и преступлениями на почве ненависти размываются, происходит подмена понятий. И без того недостаточные ресурсы, выделяемые на эту деятельность, тратятся на достижение довольно отвлеченных задач, и, как следствие, проблема ксенофобии не решается на должном уровне.

Деятельность правоохранительных органов в этой сфере имеет преимущественно репрессивный характер (операции "Неформал", введение "комендантского часа" для несовершеннолетних, организация добровольных дружин для охраны порядка и т.д.) либо попросту нацелена на повышение формальных показателей раскрываемости преступлений "экстремистской направленности" за счет более простых случаев, которые не относятся к социально опасным (таких как вынесение предупреждений библиотекам за хранение в их фондах материалов, признанных экстремистскими).

-95-

Одни лишь карательные и репрессивные меры, которые предпринимают правоохранительные органы, не смогут предотвратить приток новых молодых людей в неонацистские группировки, поскольку именно жесткость репрессивных мер в ряде случаев может повышать привлекательность таких группировок за счет создания их участникам имиджа "жертв" и "героических борцов с репрессивным режимом".

Значительная поддержка (в частности, финансовая) государственными органами добровольных дружин охраны порядка как едва ли не основного инструмента профилактики проявлений ксенофобии среди молодежи закрепляет преимущественно силовой вариант решения проблем безопасности на территориях образовательных учреждений (в частности, в зонах вокруг общежитий, где проживают иностранные студенты). Кроме того, формирование подобных дружин приводит к разобщению среди студентов, заметным различиям в их социальном статусе и возможностях, создает для тех, кто входит в эти отряды, поле для возможных злоупотреблений и использования их в своих личных целях[199]. Вместо этого целесообразно оказывать большую поддержку разработке и внедрению в вузах специальных программ по адаптации и интеграции иностранных студентов, развитию механизмов защиты их прав, а также содействовать инициативам различных общественных структур, направленным на их поддержку[200].

Деятельность специалистов, ответственных за профилактику ксенофобии в органах молодежной политики и образования, часто основывается на привычном использовании устаревших форм организации мероприятий, посвященных укреплению "дружбы народов" и толерантности (уроки дружбы, фестивали национальных культур и т.п.), эффективность которых вызывает обоснованные сомнения. Данные методы во многом опираются на наследие национальной политики Советского Союза, в котором дружба народов понималась прежде всего как интернациональная солидарность угнетенных народов, объединившихся в борьбе с мировым империализмом. В современном же российском обществе, которое в последние 20 лет формировалось на фоне постоянного конфликта на Кавказе, риторика "дружбы народов" оказалась серьезно дискредитирована. Ее широкое использование приводит лишь к тому, что она воспринимается многими молодыми людьми как фальшь, не выдерживая столкновения с несоответствующей ей действительностью военных операций и социально-экономических последствий миграции, и, как следствие, деятельность по противостоянию ксенофобии в целом начинает вызывать у них отторжение.

Исходя из этого, следует серьезно пересмотреть существующие подходы к деятельности по профилактике ксенофобии, чтобы соответствующие программы на федеральном уровне и в регионах отвечали на реальные проблемы и вызовы, позволяли молодым людям формировать свое отношение к неоднозначным вопросам и явлениям российской действительности и более широкого европейского контекста, таким как проблемы этнических, религиозных и других меньшинств, мигрантов, беженцев и вынужденных переселенцев, ситуация на Кавказе, преодоление последствий политики нацистской Германии и других фашистских режимов XX века, история холокоста и т.д.

-96-

Однако в проекте новой целевой программы «Молодежь как инновационный ресурс общества» нет ни одного упоминания о том, как планируется строить работу с молодежью по профилактике ксенофобии. Это значит, что такая работа и далее будет сконцентрирована в деятельности по патриотическому воспитанию, которая в основном проводится органами образования, и в тех мероприятиях, которые инициируют правоохранительные органы и органы, регулирующие межнациональные отношения. Однако в молодежной среде одним из основных источников напряженности является общий уровень ксенофобии, и молодежная политика не может игнорировать этот вызов.

Одна из задач, обозначенных в Концепции патриотического воспитания, подразумевает деятельность, направленную на «формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами». Однако на сегодняшний день центры патриотического воспитания крайне мало внимания уделяют этой проблематике, в целом их деятельность в рамках целевых программ сконцентрирована на военно-патриотическом, а не гражданско-патриотическом воспитании. Из сотен мероприятий, внесенных в план реализации федеральной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2006–2010 годы, решению задач гражданско-патриотического воспитания посвящены считанные единицы. К ним можно отнести мероприятия по увековечению памяти о воинах-интернационалистах, поддержке традиционной культуры и малых народов. Для восстановления баланса целесообразно было бы предусмотреть мероприятия, направленные на пропаганду мирных профессий, мирного сосуществования народов, культуры мира в целом (например, через рассказы о тружениках тыла, мирных жителях, которые помогали евреям укрываться от отправки в концлагеря, о героях Сопротивления и т.д.).

Еще одним подходом, с помощью которого российские педагоги надеются снизить уровень правонарушений в молодежной среде, включая агрессивные проявления ксенофобии, является религиозное обучение, в частности курс «Основ православной культуры» (что приводится в качестве одного из основных аргументов в пользу необходимости преподавания этой дисциплины). Однако внедрение в существующих условиях этого курса, напротив, рискует разжечь межрелигиозные противоречия. Для предотвращения этого необходима разработка и принятие концепции духовно-нравственного воспитания, учитывающей многообразие религий в современном мире, многоконфессиональность населения Российской Федерации и основные положения международных документов в сфере свободы совести и убеждений. Государственная школа не может заменить духовное обучение, организованное для членов той или иной религиозной общины, но неопытный педагог может навредить, исказив важнейшие догматы веры.

5.2. Рекомендации

Органам по делам молодежи:

*        внести профилактику ксенофобии и нетерпимости в молодежной среде в число приоритетов молодежной политики и молодежной работы на всех уровнях, выделив для этого направления деятельности соответствующее ресурсное, методическое, информационное и экспертное обеспечение;

*        стимулировать поиск и разработку инновационных методик и социальных технологий в сфере противостояния ксенофобии и нетерпимости в молодежной среде, в том числе адаптацию к российским условиям лучшего международного опыта в этой сфере;

-97-

*        выделить в своем штате сотрудников, специализирующихся в области профилактики ксенофобии и нетерпимости в молодежной среде, организовать их обучение и повышение квалификации в сотрудничестве с профильными научными и общественными организациями, а также межгосударственными структурами, работающими в этой сфере;

*        проводить постоянный мониторинг ситуации с ксенофобией и нетерпимостью в молодежной среде, активностью радикально-националистических групп и учитывать полученные в ходе него данные при планировании текущей деятельности, разработке программ и комплекса мероприятий в этой сфере;

*        предусмотреть меры по ресурсной, методической, информационной и экспертной поддержке инициатив и проектов общественных организаций, занимающихся противостоянием ксенофобии и нетерпимости в молодежной среде;

*        содействовать диалогу и совместным действиям различных этнических, религиозных и культурных общностей в борьбе с нетерпимостью, в том числе, использовать потенциал неагрессивных молодежных субкультур.

Органам управления образованием:

– в сфере противодействия ксенофобии:

*        уделить повышенное внимание профилактике ксенофобии, радикального национализма и расизма как среди учащихся, так и среди педагогов, в особенности их проявлений на территории образовательных учреждений;

*        рассмотреть возможность включения в учебные программы и воспитательную работу образовательных учреждений компонентов, связанных с тематикой истории холокоста, противостояния расовой и национальной дискриминации (антисемитизму, геноциду в разных странах мира, апартеиду в ЮАР и т.д.), ненасильственного сопротивления фашистским режимам XX века и другими сходными темами;

*        в рамках воспитательной работы образовательных учреждений уделить внимание мероприятиям по пропаганде культуры мира и навыков бесконфликтного общения, а также просвещению учащихся о социальной опасности преступлений ненависти для российского общества;

*        наряду с ведущейся работой по развитию инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями проводить в общеобразовательных учреждениях политику поддержки и интеграции детей из таких исключенных групп, как мигранты, цыгане (рома) и др., направленную на расширение их образовательных возможностей и обеспечение более активного участия в общественной жизни;

*        внедрять в вузах специальные комплексные программы по адаптации и интеграции иностранных студентов, стимулировать и оказывать содействие инициативам по их поддержке со стороны российских сокурсников, профсоюзных органов и различных общественных организаций;

– в сфере патриотического воспитания:

*        в программах патриотического воспитания перенести акцент с военно-патриотического на гражданско-патриотический компонент, избавить его от излишней милитаризации за счет расширения круга тем и форм деятельности, связанных с пропагандой культуры мира;

*        в изучении истории Великой Отечественной войны уделять внимание не только воинским подвигам, но и историям гражданских людей; раскрывать такие сложные моменты истории войны, как депортация народов, антисемитизм, история европейского Сопротивления и роль других народов в войне;

-98-

– в сфере религиозного образования:

*        обеспечить учащимся и их родителям реальную возможность выбора предметов из цикла духовно-нравственного воспитания в соответствии с их религиозными и философскими убеждениями: основ одной из ведущих мировых религий или основ светской этики либо изучения единого интегрированного курса по духовно-нравственному воспитанию;

*        предусмотреть возможность замены предмета духовно-нравственной направленности основной общеобразовательной дисциплиной (по выбору) либо отдыхом детей;

*        письменно информировать родителей учащихся об их правах в связи с преподаванием предметов духовно-нравственной направленности;

*        организовать разработку профильными учеными учебников, методических пособий, хрестоматий и др. материалов с культурологических, религиоведческих позиций;

*        проводить профессиональную экспертизу всех учебно-методических материалов по соответствующим курсам на предмет содержания в них утверждений, способных привести к обострению межрелигиозных противоречий;

*        организовать курсы переподготовки и повышения квалификации для преподавателей курсов из цикла духовно-нравственного воспитания с привлечением профессиональных философов, культурологов и религиоведов.

Региональным органам исполнительной власти и органам местного самоуправления:

*        совместно с правоохранительными органами, организациями сферы ЖКХ проводить системную работу по удалению со стен и заборов ксенофобских и расистских лозунгов и призывов, а также «символов вражды» (свастик, кельтских крестов, рун СС и др.).

Правоохранительным органам:

*        совместно с экспертными общественными организациями, федеральным и региональными уполномоченными по правам человека проводить семинары для сотрудников правоохранительных органов по вопросам квалификации, расследования и профилактики преступлений, совершаемых на почве национальной, расовой, религиозной и социальной ненависти и вражды, характерным чертам ультраправых групп и субкультур и их отличиям от иных молодежных субкультур;

*        уделять повышенное внимание предотвращению и расследованию случаев нападений на иностранных граждан и граждан РФ «неславянской внешности», а также нападений на правозащитников и гражданских активистов, противостоящих ксенофобии;

*        выделить в своем штате специалистов и/или создать группы по расследованию и профилактике преступлений на национальной, расовой и религиозной почве, наладить их взаимодействие с общественными организациями и экспертами, изучающими активность ультраправых групп и ведущими просветительскую работу в сфере противостояния расизму и нетерпимости;

*        в своей работе четко разделять, с одной стороны, расистские, а с другой – неагрессивные молодежные субкультуры, сосредоточивать профилактическую работу на представителях первой категории;

*        не допускать скрытой или явной поддержки идей и действий ультраправых со стороны сотрудников, обращать особое внимание на подобные случаи и принимать адекватные меры вплоть до увольнения сотрудников с лишением их права занимать аналогичные должности в будущем;

*        организовать работу по выявлению и пресечению фактов продажи на территории региона нацистской литературы, символики, музыкальных дисков, содержащих призывы к расовой и национальной вражде;

-99-

*        систематически и заблаговременно отслеживать факты проведения публичных акций и других мероприятий ультраправых организаций и групп, концертов «правой» музыки, принимать меры повышенной безопасности в дни их проведения, а также дни проведения футбольных матчей с командами из других регионов.

Уполномоченному по правам человека в РФ:

*        создать в Аппарате Уполномоченного по правам человека в РФ структуру (управление, отдел), выполняющую функции национального института по противодействию расизму и нетерпимости (в соответствии с рекомендациями Европейской комиссии против расизма и нетерпимости и Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ);

*        при работе с жалобами и обращениями граждан уделять особое внимание случаям, связанным с проявлениями ксенофобии и дискриминации, при необходимости брать данные дела под особый контроль;

*        совместно с экспертными неправительственными организациями разработать и представить субъектам законодательной инициативы предложения по изменению антиэкстремистского законодательства, законодательства об иностранных гражданах, миграции и гражданстве, направленные на корректировку наиболее проблемных с точки зрения прав человека и международных стандартов в этих областях норм и положений;

*        совместно с правозащитными и антифашистскими неправительственными организациями вести просветительскую работу среди различных категорий граждан (прежде всего молодежи), направленную на снижение уровня ксенофобии и нетерпимости.

Общественным организациям и национально-культурным организациям:

*        уделять повышенное внимание работе по противодействию и профилактике преступлений на почве ненависти и вражды; осуществлять общественный контроль расследования преступлений, общественный мониторинг, независимую экспертизу и иные действия для предотвращения роста уровня ксенофобии, национальной, расовой и религиозной розни.

Международным структурам:

*        рассмотреть возможность организации совместно с органами государственной власти РФ, профильными общественными организациями специальных семинаров / обучающих курсов для российских молодежных работников по тематике противостояния различным проявлениям ксенофобии и нетерпимости на основе лучшего международного опыта в этой сфере.

-100-

◄◄ в оглавление ►►

в раздел библиотека



[199] В Пензенской области на обеспечение деятельности оперативных молодежных отрядов выделено в 2008 году – 3.500.000 рублей, в 2009 году – 2.462.700 рублей. Для сравнения: по данным сайта www.penza.ru бюджет программы "Молодежь Пензенской области (2004–2010 годы)", который определяет расходы областного бюджета на молодежную политику, на 2008 год составляет 5.643.100 рублей, на 2009 год – 5.877.200 рублей.

[200] Подробнее см.: Проблемы иностранных студентов в России: Результаты исследования в рамках программы "Защита прав иностранных студентов в РФ. Воронеж: Изд-во Профсоюза литераторов, 2007.

Hosted by uCoz